Как древние греки искали место для больницы. Эта история тоже из институтских воспоминаний. А запомнилась потому, что поразила воображение. Древние греки вообще вызывают у меня оторопь своим умением постичь мир, не имея в своём распоряжении ни одного инструмента, а только голову и свободное время.
Я сразу воображаю: вот сидит на морском берегу завёрнутый в белый хитон бородатый старик и часами смотрит на море, горы, сосны вокруг. И невидимо в его голове происходит событие космического масштаба - проникновение силой мысли и воображения в суть устройства жизни - земли, природы, человека, бога. Невероятно! Вот пример такого постижения из моей области - из медицины.
Начнём с того, что лечебницы в древней Элладе посвящались богу - покровителю медицины и врачевания, по имени Асклепий. (Древние римляне писали имя этого бога так: "Aesculapium". Отсюда и принятое у нас до сих пор название врача "эскулап". Впрочем, в русском языке это именование приобрело шутливый и насмешливый характер).
Храмовые комплексы включали в себя святилище, приют для пациентов, бассейны, бани, гимнастические залы, стадионы, хранилища документации и так далее, носили специальное название Асклепион. Знакомое словечко, не правда ли? Но у нас оно прилепилось к строениям, в которых бог врачевания и медицины уже не требовался. Если в речи появляется слово "склеп", производное от Асклепия, значит, пациент уже перешёл на попечение к другим божественным покровителям. К ним родственникам покойного и следовало обращаться.
А для тех, кто пока не дошел до склепа, а только до Асклепия, строился храм, посвящённый этому богу, и при нём создавалась лечебница. Считается, что в древней Элладе было около 300 таких комплексов.
Посмотрите на картинку. Это реконструкция Асклепиона 3-го - 4-го веков до нашей эры, одного из самых знаменитых лечебных храмов Древней Греции. В его стенах "учился на доктора" сам Гиппократ!
Ночью больные спали на крытых галереях на нижней террасе, испив специального питья. Если учесть, что свойства морфия, название которого возникло от имени бога сна Морфея, открыли и сразу полюбили тоже греки, легко предствить, какие растения входили в состав напитка. Эти сны считались вещими. Утром жрецы тщательно расспрашивали пробудившихся пациентов о содержании ночных видений, и на основании услышанного выносили суждение о природе и причинах болезни.
В обязанности "сотрудников" входило ведение "медицинской документации", а по-нашему, запись данных о пациенте, симптомах заболевания, назначенном лечении и его результатах. Записи осуществлялись на специальных табличках. Фактически это были образцовые истории болезни, которые составляли архив храма, предназначенный для обобщения опыта и отработки методов диагностики и лечения.
Полученные документы тщательно обрабатывались, обдумывались, систематизировались и становились пособием для учеников и источником формирования настоящей медицинской науки.
В качестве лечебных мероприятий применялись водные процедуры, термальные и минеральные ванны, окуривание травами, массажи и гимнастические упражнения. По-моему, замечательный набор.
О лечении солевыми ваннами смотрите также в разделах:
Человек в солёном море и солёное море в человеке
Мертвое море - в чем его уникальность?
По традиции, храмы Асклепия кишели змеями, потому что змея считалась спутником этого бога. Жрецы специально обходили окрестные горы, находили неядовитых змей и приносили их под свой кров.
Кстати, зря люди назвали именем этого бога погребальное сооружение. Как раз умирать на территории храма было категорически запрещено. Если дело принимало печальный оборот, больного безжалостно выпроваживали за порог, перекладывая заботу о нём на других богов. Смерть считалась делом нечистым, как и роды, поэтому женщины в родах тоже не допускались в святилище. Но не будем о таком обидном.
Вернёмся к теме нашего повествования. Как же все-таки выбиралось место для храма, в котором содержались больные люди.
Пересказываю так, как запомнила из институтской лекции. Если у гигиенистов будут дополнения, милости просим, мы вам заранее рады.
Итак, первый пункт. Строение должно находиться в удалении от города, чтобы избежать эпидемии. Второе. К нему должна быть удобная дорога, потому что часть больных приходилось нести, скажем, раненых после сражений. Да и покалеченным людям дорога должна быть по силам. Третье. Место, где будет стоять храм, должно хорошо продуваться. Свежий воздух приносит здоровье. Четвёртое. Направление ветра (говоря по-научному, роза ветров) должно быть таким, чтобы заражённый воздух госпиталя не стекал в город, а улетал в другую сторону. Пятое. Это должно быть самое "здоровое" место в окрестностях.
А теперь рассказываю, как греки всё это определяли, имея в качесте инструмента только умную голову. Когда принималось решение строить госпиталь, выбирались окрестные холмы, подходящие под строительство. Помимо перечисленного, учитывался и характер леса и других растений вокруг будущего строения. Особо ценились сосновые рощи, насыщенные бальзамическими ароматами.
В центре города на рассвете собиралась группа священников и команда гонцов. Главный жрец забивал жертвенное животное, делил тушку на равные части, и каждый гонец бежал в обозначенном для него направлении, имея при себе копье и ленту. Достигнув вершины холма, он вбивал копье в землю, завязывал на древко ленту и на вершину копья нанизывал кусок мяса. С заходом солнца посланники пускались в обратный путь. Они докладывали, был ли ветер и в какую сторону он чаще дул. А жрецы обследовали мясо.
На участке, где условия были самыми здоровыми, мясо подвергалось наименьшему гниению.
Это всё! Там и строили госпиталь.
12 декабря 2013 года.
Продолжение следует |