Ива. Шинуазри (китайщина, китайский стиль) ШИНУАЗРИ (китайщина, китайский стиль) - чудесное изобретение европейского искусства 17-18-го веков. На что больше всего похожа эстетика Шинуазри? На мой взгляд, на «Рондо в турецком стиле» Моцарта. Лёгкая, милая, непринуждённая игра. Только Моцарт игрался «в турок», а Европа – «в китайцев». Всё началось с рассказов Марко Поло о Китае - немыслимой стране чудес и сокровищ. Родилась волшебная сказка, в которую хотелось верить, но здравомыслящим людям следовало считать всё услышанное не рассказами, а россказнями. Однако с развитием мореплавания в Европе стали появляться китайские товары. Китайские сказки получили материальное подтверждение. В конце XVII века из заморских стран купцы уже в достаточно большом количестве стали привозить диковинные и экзотические вещи: ткани, веера, ширмы, табакерки, фарфоровые изделия и многое другое. До этих пор символом богатства и роскоши была золотая и серебряная посуда. А тут появился тонкий, белоснежный, невесомый, изысканный и такой хрупкий фарфор. Фарфор вскружил голову европейским аристократам. Первыми его научились делать немцы. Открылась знаменитая по сию пору мейсенская мануфактура. При этом саксонцы поначалу не разрабатывалм свой стиль, а копировали китайский. Вот так чудесно совпало, что господствовавший в то время в Европе стиль изысканный, прихотливый стиль рококо получил чудесное вливание китайской эстетики. Возникла самая восхитительная эклектика, которую только можно было вообразить. Название «шинуазри» дали новому стилю французы, законодатели моды 18 века. Шинуазри в переводе с французского и означает китайщина, китайский стиль. Он очень быстро покорил всю Европу – от Швеции до Италии. Россия тоже не осталась в стороне. Екатерина Великая немедленно затеяла в Детском Селе строительство Китайского дворца. На иллюстрации к этой статье изображен один из китайских мостиков, ведущих ко дворцу. А украшает весь пейзаж чудесная гибкая ива. Так что будете в Царском Селе – заходите полюбоваться, Китайский Дворец наконец полностью восстановили. Стиль шинуазри оказался пригоден и для оформления интерьеров, и для посуды, мебели, одежды, ковров, тканей, а также для целых садово-парковых ансамблей. Вы спросите – при чём тут ива? А при том, что гибкие, изысканные ивовые ветви прекрасно вписывались в прихотливую эстетику нового направления декоративной мысли. Правда, другие растения тоже не были обижены. Цветочный орнамент – любимый сюжет для оформления изделий этого стиля. Вы можете в этом убедиться, посмотрев на фотографию Малого китайского кабинета того же Китайского дворца.
Отзывы
|