Ива. Мифы и легенды славян Ива- одно из главных деревьев в славянской мифологии. Иногда ей даже «доверяли» побыть образом древа мира. Но это только одна из ипостасей ивы в славянской мифологии. Хрупкое на вид, но невероятно жизнестойкое дерево вызывало к себе и любовь, и нежность, и опасения. Всё это нашло отражение в многочисленных легендах и поверьях.
У всех восточных славян вербе приписывалась способность охранять дома от пожаров, нивы - от града, останавливать бурю, распознавать колдунов и ведьм, обнаруживать клады, способствовать многоплодности брака, сохранять здоровье детей и животных, повышать урожайность полей и т. д. Общее поверье было, что верба обладает способностью наделять здоровьем и половой энергией скот и людей, предохранять от заболеваний и очищать от нечистой силы. Славяне верили, что верба сделает брак счастливым, а женщину - плодовитой. Ивовые амулеты, подвешенные на шею, предохраняют от адских видений. Женщины вкалывали в волосы веточки ивы, которые защищали от злых духов, придавали остроту зрению и предохраняли от слепоты.
У славян венки, сплетенные из тонких ивовых ветвей, известны как приворотное cpeдcтвo. Девушки оставляли венки на дороге, по которой должен был пройти их избpaнник. Таким образом они пытались приворожить любимoгo.
У восточных славян было принято хлестать друг друга веточкой вербы, освященной в Вербное воскресенье. (Всё-таки есть правда на земле! Не только женщин, детей и домашний скот секли на радостях, а всем доставалось под предлогом оздоровления.) Затем эту ветку втыкали в поле, бросали в пруд или прятали за иконы. У всех славян верба считалась целительным средством.
Сербы и македонцы опоясывались ею при жатве, чтобы не болела спина. У поляков больной передавал свою болезнь вербе: сначала он опоясывался соломенным перевяслом, а потом скрытно от всех шел к молодой в иве и надевал свой соломенный пояс на деревце. При этом следовало произносить определенные заклинания.
Белорусы окуривали ивой больной скот, растирали в порошок и засыпали им раны, делали из нее и можжевельника отвар и пили при больном горле, желудке, при лихорадке, употребляли для примочек от опухолей и ушибов.
В народной медицине славянских стран ива использовалась как противовоспалительное и противолихорадочное средство при малярии. Сербы заваривали вербу как чай.
На Кубани вербу использовали при лечении детских болезней. Вот один из ритуалов. Рано утром, до восхода солнца, следовало пойти на реку и там срезать вербу три раза по девять веток. При этом трижды считали от девяти до одного. Придя домой, опускали в горячую воду один пучок из девяти веток и купали ребенка около окна, из которого был виден восход солнца. В полдень клали в горячую воду второй пучок вербы и купали ребенка около окна, напротив которого стояло солнце в этот момент. Вечером, когда солнце садилось, те же действия совершали с последним пучком веток перед окном, смотрящим на закат. По окончании все ветки вербы с водой относились к реке и с молитвой выливали, чтобы плыли по воде. Считалось, что болезнь отступит. (Отыскала я эту информацию где-то на просторах интернета, представила на ваш суд, а сама засомневалась. Это в каком же доме это всё могдо происходить? Ведь крестьянская изба устроена везде одинаково. Все окна, сколько их ни прорубили по фасаду строения, всегда смотрят в одну сторону. Ох, сомневаюсь я в достоверности источника, ох, сомневаюсь. Так что судите сами, мои дорогие.)
Верба считалась главной защитницей дома. Ивовые ветки вешали над входом в жилище, потому что она не пускала в дом нечистую силу и людей с дурными помыслами. Чтобы в доме царили мир и согласие, полагалось вбить в стену ивовый колышек. Когда хотели избавиться от сглаза и порчи, мели пол ивовыми прутьями, а сор потом сжигали за домом. Прутья после этого надо было выбросить за пределами двора, а лучше спустить в текущую воду. При переходе в новый дом половину веток освященной вербы оставляли в старом доме, а половину переносили в новый.
Во время грозы освященную вербу вынимали из-за божницы и ставили на подоконник – верили, что это спасет от попадания молнии. При граде белорусы ставили на подоконник пучок освященной вербы. В Карпатах при грозе вербу жгли в печке, чтобы дым отвёл грозу, а чёрт при этом не спрятался в трубе (Наверно, подразумевалось, что чёрт грозы тоже боится и норовит спрятаться). Такие же обряды существуют у чехов, словаков и южных славян. В Тамбовской губернии полагали, что верба, брошенная против ветра, может прогнать бурю, а брошенная в огонь – усмирить его.
Русские верили, что ветка вербы, посаженная в поле, оберегает посевы. Для этого веточки вербы втыкали в четырех углах поля. В западнорусских деревнях вербу втыкали в полосу в убеждении, что от этого земля скорее проснётся от зимней спячки, а рожь уродится хорошая и будет пушистая, как верба. Сербы и поляки делали из освященной вербы кресты: их втыкали в пахотную землю для защиты урожая от града. Втыкали ивовые веточки и по краям лужаек, где паслись животные. Считалось, что тогда скот летом не будет убегать с пастбища домой. Без освященной вербы обычно не обходились первый выгон скота в поле и первая пахота. Освященную вербу скармливали коровам и овцам, при этом говорили: «Не я даю, а тальник. Как тальник не сохнет, так и вы, мои, Богом данные скотинки, не сохните». На Украине вepбa – одно из самых любимых деревьев, символ народного гулянья и любовных cвидaний. Под ним любили проводить военные советы зaпopoжцы. На Руси плакучие виды белой ивы были символом тоски и грусти. В старину иву называли печаль-деревом, которое не только сочувствует боли, хвори человека, но еще и отбирает это все у больного. Если носить с собой ветки этого дерева, то можно избавиться от страха перед смертью. Но не теряйте бдительности, потому что чёpт сидит в дyплистой веpбе. А зачем он там сидит? Уж не нас ли он там дожидается? Кто знает, кто знает....
Отзывы
|