Ива. Славяне. Язычество и христианство. Славяне – это люди леса. Именно лес был с древнейших времён их природным местом обитания. Естественно, что деpевья стали в наpодной кyльтypе славян объектом поклонения. Тогда же родился и миф о древе жизни, как образе мироздания. Дерево воплощало три мира: подземный (корни), земной (ствол) и небесный (крона) и являлось зримым образом их неразрывного единства и неисчерпаемой жизненной силы. Нередко именно ива, священное дерево у древних славян, считалась воплощением этого образа. Верба символизирует древнеславянского языческого бога Ярилу. Кто же такой Ярило? Некоторые авторы полагали, что «божество Ярило имело следующую характеристику: «распространяющий весенний или утренний солнечный свет, возбуждающий растительную силу в травах и деревьях и плотскую любовь в людях и животных, юношескую свежесть, силу и храбрость в человеке».
В языческой Руси обряд венчания совершался вокруг ракитового куста. При появлении христианства первые храмы строились прямо в священных рощах, рядом с теми деревьями, которые были объектом поклонения. Вербе приписывалась магическая сила влиять на орошение полей и лугов и способствовать их плодородию. Здесь прослеживается отчетливая связь с дохристианскими обрядами и верованиями, с культом духов растений и плодородия. Очевидно, за свою связь с водой верба и попала в символы дня Ивана Купалы. Этот праздник связан с крещением Руси. Иван Купала – это переосмысленный на славянский мифологический лад Иоанн Креститель, "Купальщик" в переводе с греческого. До наших дней сохранился обычай раз в год в ночь на Ивана Купалу украшать цветами вербу, жечь возле нее костры. Поскольку ива продолжает цвести, сколько бы ветвей у нее ни срезали, она стала символом Евангелия, чья сила неизменна и нерушима во все времена. Верба на Руси играла ту же роль, что пальма, пальмовые ветви, которыми народ приветствовал въезжающего в Иерусалим Христа. Верба освящалась и освящается в храме святой водой. Приготовление вербных веток в городах было особым обрядом. Накануне Вербного воскресенья россияне, без различия сословий и званий (от царя до простолюдина), отправлялись ломать вербу на берега близко протекающих рек. В Москве это были берега Москвы-реки, Неглинки и Яузы, поросшие ивами и вербой. Иностранцы, посещавшие Москву в XVI – XVII веках, вспоминали, как в субботу, накануне Вербного воскресенья, перед обедней, из Успенского собора Кремля при большом стечении народа выносили большое вербное дерево, украшенное разными искусственными плодами, устанавливали его в огромные сани (значит, еще лежал снег), и везли, как при крестном ходе. В лес за вербой было принято ходить рано утром, до солнышка, в Лазареву субботу, накануне Вербного воскресенья. Принесенные веточки часто украшали бумажными цветами и лентами. Иногда это делали после освящения или накануне Пасхи. В церковь святить вербу ходили в тот же день к вечерней службе или утром в воскресенье к праздничной литургии. Освященную вербу ставили в переднем углу на божницу или клали за иконы и хранили до Егорьева дня или весь год. В Сибири для нее делали украшенный тряпочками и лентами "теремок" из соломы, который вешали перед иконой, а в первый день Пасхи в него также клали освященное яйцо.
В старые времена существовал обычай: чтоб детишки росли здоровыми, вернувшиеся из церкви родители стегали детей освященной вербой и приговаривали: «Верба – хлест! Бьет до слез. Верба красна, бьет не напрасно». Освященной вербой постегивали и молодых женщин и девушек, а также новобрачных, желая тем самым сделать их чадородными. Бесплодным женщинам, чтобы излечиться, следовало съедать почки освящённой ивы. Так как считалось, что верба обладает универсальной целебной силой, было принято съедать с освященной вербы по девять барашков (сережек). Вот до крещения просто ели, без затей, с кашей. А после крещения – только с освященных веточек. Но тоже с кашей. Это очень по-русски. Помните грозное предупреждение – я тебя с кашей съем! Хорошая еда – каша. Универсальная. Плодородие нивы ива обеспечивала. Плодородие жён обеспечивала. Надо было ей позаботиться и о домашних животных. В светлый праздник веточками вербы стегали не только детей, но и домашнюю скотину, и приговаривали: «Как вербочка растет, так и ты расти». Веточки освященной вербы укрепляли в сараях, хлевах. Перед первым выгоном скота в поле те же веточки скармливали животным. Это должно было предохранить их от болезней и нечистой силы. Но не всё было так гладко во взаимоотношениях вербы и славянского роду-племени. Её двойственная сущность, женская изменчивая натура и неукротимость жизненной силы вызывали сомнения в её безупречной райской святости. Это отразилось в народных поверьях. По окончании праздника ветки ивы сажали во дворах, а лучше за пределами подворья. Иву любили, но и побаивались. Согласно одной из легенд, ива принадлежит к деревьям, проклятым Богом. Якобы из нее мучители Христа сделали штыри для скрепления креста. По другой легенде, гвозди, которыми распяли Иисуса, были не железными, а сделанными из вербы. За это верба, по народным представлениям, подвержена точению червями, а в сухой вербе сидят черти. По представлениям белорусов, на вербе, особенно старой, сухой и дуплистой, с Крещения до Вербного воскресенья сидит чёрт. Весной черти отогреваются на вербе, но после того, как вербу освятят, они падают в воду, и поэтому от Вербного воскресенья до Пасхи нельзя пить воду, если ты зачерпнул её под вербой. Вот интересно, как крестьяне представляли эту картину: что черти по одному падали, как куль, с тяжелым уханьем, или сыпались с куста в воду мелким горохом? И так, и так смешно и страшно-о-о-о!
Отзывы
|